27 февраля 2012 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялись очередные общественные слушания по проекту федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (версия 3.0.3.).
В слушаниях приняли участие разработчики законопроекта, ответственные лица Минобрнауки, Минэкономразвития, Минкультуры, Минфина, члены комитетов ГД РФ и СФ РФ, представители Общественной Палаты РФ, профильные эксперты (в т.ч. эксперты Академии профессионального образования и Координационного Совета УМО ВУЗов РФ), руководители и преподаватели образовательных учреждений, студенты и аспиранты, представители предпринимательских структур, представители общественных организаций и иные заинтересованные лица.
Всего на слушаниях присутствовало 64 человека. Выступили с экспертными оценками и предложениями 19 человек.
Участники общественных слушаний, обсудив проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», особо отметили, что формирование нового закона должно быть направлено на развитие и улучшение системы отечественного образования, повышение его качества и доступности. При корректировке и доработке обсуждаемого законопроекта необходимо учитывать, что в современном обществе система и качество образования имеют ключевое значение. В эпоху быстрого обновления информации необходимо создавать механизмы, позволяющие оперативно включать новые знания в образовательный процесс. При реформировании системы отечественного образования и совершенствовании образовательных процессов следует учитывать как региональные, национальные, поликонфессиональные и социальные особенности нашей страны, так и современные мировые тенденции развития в области образования.
Участниками слушаний были внесены предложения о необходимости более детального обсуждения отдельных положений законопроекта и необходимости профессионального анализа замечаний, поступивших в течение всего срока публичного обсуждения проекта закона. Также в ходе дискуссии прозвучали предложения участников слушаний о необходимости создания при ТПП РФ специализированной группы, которая смогла бы вести экспертное сопровождение законопроекта с учетом интересов предпринимательского сообщества, потребностей государства и мнения граждан страны. Итоги работы указанной экспертной группы в дальнейшем смогли бы стать основой для разработки Государственной Концепции (Стратегии) развития образования в РФ и смогли бы быть учтены при совершенствовании Концепции социально-экономического развития России на долгосрочную перспективу.
Вице-президент ТПП РФ Александр Захаров в заключение слушаний подчеркнул, что в современных условиях КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, как процесс получения и передачи знаний, нравственных ценностей и социокультурных традиций, ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВНЫМ НЕОБХОДИМЫМ ЭЛЕМЕНТОМ инновационной системы прогрессивного развития России; а учитывая острую потребность нашей страны в высококвалифицированных кадрах, которые бы обладали не только надлежащим профильным образованием и высоким уровнем соответствующих компетенций, но и имели бы возможность постоянно повышать свою квалификацию и совершенствовать профессиональные навыки, то публичное обсуждение столь значимого законопроекта является непременным условием надлежащего обеспечения процессов модернизации российской экономики.
Кроме того, при обсуждении законопроекта следует учитывать и происходящие в России процессы структурной модернизации взаимодействий общества и власти, требующие особенно внимательного и ответственного отношения к проблемам и перспективам отечественного образования. Необходимость построения в России защищенной системы взаимодействия высокоэффективной экономики и граждан с надлежащим уровнем качественного образования и высоким уровнем запросов, системы, способной ответить на глобальные вызовы, очевидна.
Очевидно также, что прогрессивное социально-экономическое развитие любой страны напрямую зависит от системы планирования национальной экономики, системности управления, от уровня развития науки и техники, социальных приоритетов государства, от уровня духовно-нравственной культуры народа, а все это вместе напрямую зависит от уровня, качества и доступности образования.
Поэтому прозвучавшие в ходе дискуссии наиболее важные замечания и предложения экспертов по обсуждаемому проекту федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» следует учесть в итоговых документах слушаний и довести до сведения руководства страны.
Итоговые материалы общественных слушаний будут официально опубликованы в СМИ и в установленном порядке направлены Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, профильные Министерства и ведомства, профильные комитеты Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, общественные организации.