Карта от Ренесанс

ТПП РФ: к обсуждению законопроекта «Об образовании»


Заполнить онлайн заявку!

В рамках подготовки к обсуждению проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Комитет ТПП РФ по интеллектуальной собственности представляет мнение Кравцовой Лилии Адисовны, директора ЦЭДПО, профессора Кафедры экономики образования Московского института открытого образования.

Последняя версия обсуждаемого проекта Закона об образовании даже при первом прочтении вызывает дополнительные вопросы, к тем замечаниям, которые были высказаны ранее. Трудно понять, какие замечания в результате обсуждений учтены и соответственно внесены изменения.

В пояснительной записке к предлагаемому варианту проекта выделяются основные моменты, которые, по мнению авторов проекта закона, являются ключевыми.

Образование – это отрасль экономики и одновременно основа развития человеческого капитала. В какой части закона – это отражено, так и не стало понятно.

Как отрасль экономики отрасль – совокупность предприятий, производств, обладающих общностью производимой продукции. С этим в законе сложности. Совокупность организаций, или все-таки образовательных программ или уровней образования?

Если организации и индивидуальные предприниматели, то это должно быть отражено в структуре системы образования. Но в главе 2 отражены только уровни образования, здесь же перечислены образовательные программы (какой у них статус?), общественные объединения работодателей (какой у них статус в самой системе образования или это частно-государственное партнерство), здесь же и экспериментальная и инновационная деятельность. Так деятельность или организация, осуществляющая деятельность? Понятийный аппарат включает понятие организация, как некоммерческую организацию и – это отражено в 83-ФЗ и 7-ФЗ о некоммерческих организациях. Попытка ответить на вопрос, что является каркасом системы образования, что является элементом системы, не приводит к ответу.

Мы не получили ответа на вопрос, какие принципы лежат в основе формирования закона. С деталями гораздо проще. Например, в отдельную статью вынесены сетевые формы реализации образовательных программ. Как это будет работать в реальности непонятно. Образовательная программа – это нормативный документ, причем регламентированный государственным образовательным стандартом, приведенные определения в части образовательной программы не соответствуют этим требованиям. Сетевые формы взаимодействия не имеют юридического статуса. Некоммерческие организации имеют право объединяться в ассоциации и союзы на добровольной основе. Либо это будет неработающая статья, либо на местах будут заставлять объединяться с кем-то под видом лучших ресурсов. Непонятно и то, что другие формы организации образовательной деятельности не прописываются и как бы, не существуют.

Комплексность закона реализуется на принципах и формах высшей школы, соответственно теряются естественные законы жизнедеятельности школьного образования, сюда же следует отнести и начальное профессиональное образование, которое так и не нашло себя в предлагаемом варианте проекта, как организация. Выделение программ подготовки квалифицированных рабочих не решит этой проблемы. Экономика страны при таком подходе не получит рабочие кадры. ВУЗы поглотят при сетевых формах взаимодействия специфику обучения и воспитания подрастающего поколения в системе образования. Необходимо, конкретно и четко определить цель закона, его принципы (глава общие положения) на уровне дефиниций. Необходимо определить элемент структуры системы образования - это образовательная программа, уровень или ценз (глава 2 система образования), дабы избежать разночтений в толковании закона при его реализации. Главы и статьи, определяющие уровень подзаконных актов должны быть исключены из закона, так как это ограничивает вопросы развития системы образования и противоречит уже принятым и действующим федеральным государственным стандартам и нормам законов. Предлагаемый проект не учитывает ключевых замечаний, заявленных в ходе общественных обсуждений, и не отражает сущности вопросов общественных отношений в сфере образования в своей основной значимости, как основы развития человеческого потенциала в Российской федерации. Как впрочем, не станет и отраслью экономики.

Категория: Законодательство, право

Дата публикации: 17.11.2013 00:14

Источник: Publishernews.ru