Академией профессионального образования (Президент Ткаченко Е.В) проводился анализ всех версий проекта закона, был организован цикл интернет – конференций с участием регионов России. Системный анализ проекта осуществили многие научные организации – НИИ развития профессионального образования Департамента образования Москвы, Кузбасский региональный институт профессионального образования, Челябинский НИИ профессионального образования и другие. Свое мнение высказали ассоциации работодателей, профсоюзы, педагогические сообщества. Считаем, что их мнение игнорировано, а итоги обсуждения фальсифицированы. В последней версии законопроекта нет принципиальных изменений в части профессионального образования, на которых настаивала общественность.
Законопроект, в этой части, полностью разрушает логику стратегических решений, принятых в минувшие годы, формирует недоверие к государственной образовательной политике. Общественность задается вопросом, почему предусмотренное «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года» опережающее развитие начального и среднего профессионального образования завершается, напротив, упразднением НПО? Почему не учитываются высказанные первыми лицами страны, в т.ч. Путиным В.В. озабоченность снижением доли высококвалифицированных рабочих и специалистов в России до 5% (в государствах с развитой экономикой она более 40%) и необходимость возвратиться к решению этой проблемы вместе с предпринимательским сообществом?
Упразднение НПО, вопреки позиции Торгово-промышленной палаты РФ, Президиума Российской академии образования, Союза ректоров России, Академии профессионального образования, ЦК профсоюза работников образования, Комитета Государственной Думы по образованию и других организаций и тысяч специалистов, противоречит также и принятым Россией международным обязательствам, в частности, Пакту о правах человека, где есть требование: «Государство обязано обеспечить профессиональное образование молодежи». Заметим, образование, а не «ускоренную подготовку». Попытка сэкономить на образовании вступающего в жизнь поколения представляется юридически неправомерной и морально безнравственной, а инициация ее со стороны Министерства, ответственного за образование, – противоречащей его прямым функциям. Упразднение уровня НПО надо рассматривать как шаг назад по отношению к освоенным российским обществом нормам законодательного права граждан на образование.
Попытка Минобрнауки представить упразднение НПО как его «повышение до уровня среднего профессионального образования» это либо самообман, либо сознательный демонтаж государственной системы подготовки квалифицированных рабочих кадров. Фактически, законопроектом вводится «ускоренная подготовка» которую будут проходить ежегодно более миллиона выпускников общеобразовательных школ, получая вместо полноценного профессионального образования примитивные умения и навыки по узкому направлению деятельности. Заявленная в проекте общедоступность среднего профессионального образования (п.5.3) не имеет реальной основы. Это будет повторение ошибки «обязательного всеобщего среднего образования»
Профессиональная мобильность таких кадров близка к нулю. Снимается и социальная защита подростков из необеспеченных семей, доказавшая за 70-летнюю историю свою необходимость, возникает новый для России рынок детского труда. Впервые профессиональное обучение миллионов молодых людей примет «тупиковый характер», поскольку «ускоренные» программы обучения будут составляться произвольно и не иметь сопряжения с государственными образовательными стандартами.
Неизбежная потеря квалификации рабочих кадров не только снизит и без того невысокий международный рейтинг человеческого капитала России, но и подорвет важные для перспективы демократизации страны внутренние процессы формирования ремесленничества, малого и среднего бизнеса. В конечном итоге, это приведет к опасному снижению доли «среднего» класса в стране, являющегося гарантом социальной стабильности, а со временем приобретет острый политический аспект.
Упразднение НПО снимет социальную защиту подростков из необеспеченных семей (основного контингента этой системы), а также иммигрантов, породит новый для России рынок детского труда. Впервые профессиональное обучение миллионов молодых людей примет «тупиковый характер», поскольку «ускоренные» программы обучения будут составляться произвольно (Ст.75, п.5) и не иметь сопряжения с государственными образовательными стандартами. Преднамеренное формирование «низшего класса» необразованных тружеников подрывает важные для перспективы демократизации процессы роста «среднего» класса, ведет к углублению социальной дифференциации, люмпенизации страны. Все это обостряет и прямо подталкивает ситуацию в сторону известных событий во Франции, Великобритании, Германии.
«Ускоренные» программы подготовки рабочих и специалистов не могут и не должны заменять системы НПО, это - средством повышения квалификации и переподготовки.
Игнорируя мнение специалистов и широкой гражданской общественности, предлагая Правительству РФ внести данный законопроект в Государственную Думу, Минобрнауки вводит их в заблуждение итогами общественного обсуждения проекта закона.
Предлагаем в заключении: ТПП РФ потребовать восстановления уровня начального профессионального образования в проекте закона, как этого требовала широкая общественность в ходе обсуждения проекта.