В рамках подготовки к обсуждению проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Комитет ТПП РФ по интеллектуальной собственности представляет мнение Близнеца Ивана Анатольевича, действительного государственного советника III класса, д.ю.н., профессора, ректора Российской государственной академии интеллектуальной собственности.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская государственная академия интеллектуальной собственности» направляет замечания на проект Федерального закона «Об образовании» от 29.12.2011 г.:
1. ст. 2 – в данной статье упоминается термин «воспитание», но далее закон к этому термину обращается преимущественно в назывном порядке.
2. ст.5 п.3 повторяет содержание ст. 43 Конституции РФ, уточняя, что общедоступность и бесплатность образования, бесплатность на конкурсной основе могут быть предоставлены только в том случае, если образование данного уровня получается впервые. Следовательно, начальное и среднее профессиональное образование, которое, например, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица, направляемые на обучение службами занятости и трудоустройства населения, которые сейчас могут получать такое образование несколько раз на бесплатной основе больше эту возможность иметь не будут.
Однако далее в этом пункте имеется новое уточнение, что вопрос об оплате второго и последующего образования будет решаться за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, а также за счет средств физических и (или) юридических лиц.
3. В ст.12 п.1 указано, что содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между народами. Однако по версии многочисленных педагогических словарей содержание образования должно соответствовать современному состоянию науки и стать достоянием лиц, вовлеченных в образовательный процесс. Оно должно быть направлено на интенсивное развитие способностей и дарований каждой отдельной личности.
4. В ст. 16 п.3 указана форма семейного образования и самообразования. Однако содержание и механизмы реализации такой формы образования в проекте закона не указаны.
5. В ст. 33 речь идет о лицах, осуществляющих индивидуальную педагогическую деятельность, что не соответствует наименованию третьей главы. Эта статья может быть отнесена в главу 5 «Педагогические, руководящие и иные работники организаций….».
6. Ст.37 п.5 указывает на то, что размер стипендии составляет 1/3 МРОТ для студентов СПО и 1/2 МРОТ для студентов вузов, минимального размера оплаты труда – для аспирантов, ординаторов, ассистентов-стажеров. Если учесть, что в данное время согласно ст. 1 Федерального закона от 01.06.2011 N 106-ФЗ один МРОТ составляет 4611 руб. в месяц, то соответствующие стипендии уже сегодня планируются на уровне 1537 и 2306 рублей соответственно. Это значительно ниже прожиточного минимума в настоящее время.
При этом назначение стипендии будет для студентов разных учебных заведения разный. В учреждениях СПО стипендия назначается независимо от успехов в учебе, а в вузах назначение стипендии напрямую зависит от успехов в учебной и научной (творческой) деятельности.
7. Ст. 48 - у педагогов не указано право на свободу совести. Отсутствует указание на право педагога на охрану здоровья; право обжалование неоправданных, по его мнению, оценок своей работы (см. Рекомендация МОТ/ЮНЕСКО о положении учителей, принятая, Париж, 5 октября 1966 г.); не указано право на безопасность личности; право на выполнение обязанностей без какой бы то ни было дискриминации, принуждения, запретов (см. рекомендация ЮНЕСКО/МОТ о статусе преподавательских кадров учреждений высшего образования, Париж 11 ноября 1997 г.)
В п. 4 указан новый вид ответственности педагога – академическая ответственность. Это хорошая новация для законодательного определения статуса педагога. Однако следует пояснить, как такой вид ответственности должен применяться, какие неблагоприятные последствия она влечет для педагога.
8. Ст. 57 п.2 абз.2 – целесообразно обозначить, как именно должна быть предоставлена информация о проходящем конкурсе и итогах его проведения. Логично, что это будет официальный сайт образовательного учреждения.
9. Ст. 62 гласит: «Обучающиеся, призванные на военную службу, при увольнении с военной службы имеют право восстановиться и продолжить получение образования в той организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которой они обучались до призыва, и с сохранением прежних условий обучения». Необходимо учитывать фактор инфляции, с учетом которого стоимость обучения, согласно договору может индексироваться. Поэтому учащийся при увольнении с военной службы имеют право восстановиться, но условия обучения (стоимость) может быть изменена.
10. Ст. 73 п. 7 гласит: «право на прием на подготовительные отделения образовательных организаций для обучения за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации имеют...». Не все образовательные учреждения имеют бюджетные места на подготовительном отделении, поэтому необходимо добавить «при наличии бюджетные мест».
11. Ст. 75 абз.2 – формулировка «профессиональное обучение не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося» построена некорректно.
12. В ст. 76 в п.2 следует уточнить, что имеется ввиду под «общедоступной основой граждан» при приеме на профессиональное обучение. Также требует уточнения, почему ранее было указано только профессиональное обучение по программам для рабочих, а в этой статье появились программы по подготовке служащих и программы переподготовки рабочих и служащих?
Общие принципиальные замечания:
1. Необходимо обозначить градацию колледж – институт – академия -университет и дать им соответствующие правовые характеристики. Отказ от существующих на сегодняшний день градаций образовательных учреждений и игнорирование деления на колледжи, академии, институты и университеты вызовет полный развал «классической» модели российского образования.
2. Целесообразно выделить отдельные системные блоки по направлению «аспирантура» и «докторантура». Законопроектом предусмотрено, что аспирантура приравнивается к послевузовской подготовке, представляющей собой интегрированные формы обучения и научно-исследовательскую деятельность в рамках системы подготовки научных кадров, а докторантура уходит из уровня образования вообще.