27 февраля в Торгово-промышленной палате РФ пройдут общественные слушания по проекту федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
В рамках подготовки к обсуждению Комитет ТПП РФ по интеллектуальной собственности представляет мнение Асфандиарова Б.М., к.ю.н., профессора Кафедры государственного и гражданского права МГУКИ.
Замечания по проекту федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в соответствии с письмом Минэкономразвития РФ от 07. 02. 2012 г. № Д26-481 «О проведении публичных консультаций по проекту акта»
1. Терминология, использованная в ст.2 Проекта, не может быть использована для целей разъяснения положений законопроекта в силу абстрактности вкладываемого в приведенных понятиях содержания. Например, «уровень образования (п. 4)», «квалификация (п. 7)», «предметно-тематическое содержание вида учебной деятельности (п. 28)», «расчет сложности достижения учебного результата (п. 30)», «степень освоения и уровень освоения обучающимся образовательной программы (п. 31)» и т.д.
2. В тексте Проекта встречаются очевидные ошибки, например, ст.2, п.34; ст.10, п.2, пп.2 и т.п.
3. Допускаются очевидно фантазийные высказывания и суждения. Например, «приоритет жизни человека (ст. 3, п.3)», «свободное функционирование системы образования РФ (с. 4, п.3, пп.2)», «непосредственное взаимодействие педагогического работника с обучающимся при реализации основной образовательной программы (ст. 15 п.3) и т.д. и т.п.
4. Встречается необоснованное цитирование Конституции РФ, например, ст. 5 Проекта. При этом отсутствуют ссылки на международные соглашения как источник права в образовательных отношениях.
5. Принципы государственной политики в сфере образования отражают подходы, уже реализованные в прошлом веке (например, удовлетворение потребностей граждан в получении образования).
Современные принципы государственной политики должны обеспечивать неразделимость обучения и исследования в университетах как условия востребованности выпускников системы образования, а сама система образования должна быть организована как индустрия подготовки специалистов для обеспечения потребностей экономики страны в первую очередь. Поэтому цель системы образования – не удовлетворение потребностей граждан в получении образования, а формирование специалистов с интеллектуальным капиталом, востребованным в различных отраслях экономики.
Кроме того, в законопроекте отсутствуют нормы, регулирующие научно-исследовательскую деятельность системы образования, в первую очередь финансирование этой деятельности. Для финансирования этой деятельности через систему грантов закон об образовании не нужен. Также в Проекте отсутствуют конкретные нормы по регулированию отношений по созданию, использованию и передаче прав на результаты творческой деятельности профессорско-преподавательского состава системы образования, включая вопросы выплаты авторского вознаграждения.
Подводя итоги, следует отметить, что в представленном Проекте не учтены предложения, сформированные в ходе предыдущих общественных слушаний в ТПП РФ. Эти предложения остаются актуальными и для данного Проекта.
В частности, ранее были сделаны следующие предложения:
В законопроекте недостаточно учтены положения Болонского процесса в отношении неразделимости обучения и исследования в университетах. В законопроекте при детальной регламентации процесса обучения вопросы научно-исследовательской деятельности университетов затронуты поверхностно и не содержат норм, направленных на повышение значимости и эффективности НИР и ОКР в вузе, хотя общепризнано, что научный потенциал вузов в нашей стране практически не задействован.
В этой связи предлагаются следующие дополнения в Проект ФЗ «Об образовании в РФ».
Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования
Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:
Дополнить:
11. Неразделимость обучения и исследования в университетах как центрах культуры, знаний и научных исследований.
Статья 18. Научно-методическое и ресурсное обеспечение системы образования
В системе образования в соответствии с законодательством Российской Федерации могут создаваться и действовать научно-исследовательские и проектные организации, конструкторские бюро, учебно-опытные хозяйства, клинические базы образовательных организаций медицинского образования, опытные станции, а также специализированные организации, «осуществляющие» заменить на «разрабатывающие» научно-методическое, методическое, ресурсное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования.
Статья 27. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации
Дополнить:
4) вести учет результатов творческой деятельности, создаваемых в процессе учебно-методической и научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава образовательной организации.
Статья 107. Особенности распоряжения результатами интеллектуальной деятельности образовательных организаций
П.1 дополнить:
Образовательные организации ведут Реестр объектов интеллектуальной собственности, созданных творческим трудом работников и обучающихся, а также учет прав на использование этих объектов.
В ранее обобщенных предложениях от ТПП РФ было отмечено:
При реформировании действующей системы образования необходимо учесть реформирование существующей системы научно-исследовательской деятельности университетов, исходя из принципа неразрывности исследования и обучения. С учетом специфики подготовки специалистов:
- в области техники и технологий;
- в гуманитарной области;
- в области культуры и искусств;
- в военной области;
- в медицинской области и др. специализир. областях,
необходимы соответствующие правила по организации, финансированию, отчетности и коммерческому использованию результатов научно-исследовательских работ (НИОКТР).
Эти правила должны регламентировать компетенции, права, обязанности основных участников научно-исследовательской деятельности университетов:
- ректората;
- ученого совета университета;
- администрации университета;
- профессорско-преподавательского состава;
- студентов.
Правила должны устанавливать прозрачный и понятный порядок:
- документирования и установления авторства результатов научных исследований;
- документирования и установления правообладателей результатов НИОКТР;
- распоряжения правами на использование результатов НИОКТР, включая право на авторское вознаграждение авторов результатов НИОКТР.