В первом чтении был принят проект ФЗ N 238827-6 'Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации'. Кстати, разработкой данного документа занималось Минэкономразвития России.
Анализ основных положений законопроекта
Этот законопроект предусматривает под ГЧП взаимодействие двух сторон (публичная и частная), которое осуществляется на основе соответствующего договора, заключаемого после конкурсных процедур. Цель такого партнёрства: рост качества и обеспечение доступности оказываемых населению услуг, а также формирование инвестиционной привлекательности.
Законопроектом устанавливается база регулирования этой области деятельности, распределяется компетенция между РФ, ее субъектами и муниципальными образованиями, определяются базовые условия и процесс заключения соглашений о ГЧП. Регулируется статус кредиторов и частных партнеров, закрепляются их основные права и обязанности.
Реакция на законопроект: критика и прогнозируемые последствия
Эксперты оценивают данный нормативно-правовой акт, как необходимый: уже давно объективно назрела потребность в его принятии. Однако длительное время ГЧП регулировалось лишь отдельными положениями в различных нормативно-правовых актах, например в Бюджетном кодексе. Хотя на практике данное явление довольно распространено и отчасти их статус определялся на уровне некоторых субъектов. Например, Санкт-Петербург – город, где активно процветает ГЧП, здесь же был принят региональный закон, посвященный его регулированию.
Положительные последствия принятия общего нормативно-правого акта связаны с созданием оптимальных условий для инвестирования, формированием дополнительных возможностей и преимуществ.
Председатель Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский дал свою оценку указанному акту и указал, что при всех его достоинствах на сегодняшний день требуется серьезная доработка существующей редакции, так как она обладает серьезными недостатками.
Он отмечает, что нельзя оценивать положительно тот факт, что ГЧП будут выведены из-под действия нормативно-правовых актов о закупках, приватизации, Земельного кодекса и конкурентного законодательства.
Кроме того, ГЧП, в том виде, в котором его предлагают ввести авторы законопроекта, может быть использовано для неэффективных и неконтролируемых закупок и даже захвата государственной собственности. Плюс ко всему, это дополнительная благоприятная среда для процветания коррупции.
Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству высказал свои замечания и потребовал провести тщательную доработку законопроекта с их учетом перед тем, как начинать рассмотрение во втором чтении.
Ошибки разработчиков, на которые указал Комитет, конечно же, требуют исправления, отредактированный законопроект станет отличным стартом для легальной деятельности ГЧП на территории РФ.