В последнее время большинство крупных розничных сетей за рубежом активно развивают каналы прямой коммуникации с потребителями через Интернет. В том числе в сфере торговли продуктами питания. Стимулом к внедрению и активному использованию технологий онлайн-торговли является падение прибыли из-за ограниченного присутствия супермаркетов в быстрорастущем сегменте интернет-продаж.
В России миграция продуктовой розницы во Всемирную паутину только начинается. Однако, по оценкам аналитиков Группы компаний 'Бизнес Сити', уже через 3-4 года доля онлайн-продаж продуктов питания может составить до 15–20 % от совокупного оборота сетей. Развитие торговли продуктами питания в виртуальном пространстве становится новым трендом продуктового ретейла.
До сих пор самыми перспективными и динамичными нишами онлайн-торговли считались продажа одежды и обуви (около 10–12% покупок), электроники (7–8%), бытовой техники (около 6%). Именно эти сегменты развивались наиболее быстро. За последние четыре года количество интернет-магазинов увеличилось почти в 4 раза, онлайн-продажи растут на 25–35 % ежегодно. По данным социологических исследований, Интернетом пользуется более 50 % россиян, из которых примерно 29 % имеют опыт виртуальных покупок. Однако до сих пор на долю онлайн-рынка приходится менее 2 % товарооборота. Это в разы меньше, чем в европейских странах. То есть потенциал роста онлайн-сектора колоссален.
«Едва ли не самым многообещающим сегментом интернет-торговли в среднесрочной перспективе может стать продажа продуктов питания», — полагает руководитель компании «Бизнес Сити» Роман Селин. Лидерами его развития становятся крупные сетевые ретейлеры, многие из которых активно развивают онлайн-проекты по продаже и доставке еды. Сегодня продукты питания в Интернете приобретает менее 2 % онлайн-покупателей. Однако нет никаких сомнений в том, что доля таких продаж будет расти по мере повышения качества сервиса, который пока оставляет желать лучшего. «Как показывают социологические опросы, большая часть претензий, высказываемых пользователями продуктовых интернет-магазинов, связана с несоблюдением сроков доставки и ограниченным ассортиментом. Около 36 % клиентов интернет-магазинов опасались заказывать в Сети продукты питания, тогда как, к примеру, в США около 18 % домохозяйств приобретают продукты питания в интернет-магазинах», — констатируют аналитики компании «Бизнес Сити».
В последнее время многие российские продуктовые ретейлеры, владеющие онлайн-магазинами, всерьез взялись за повышение эффективности логистики. Почти наверняка сокращение времени прохождения заказа позволит сетям не только привлечь новых клиентов в виртуальные магазины, но и расширить свой ассортимент путем включения в него, кроме пакетированных продуктов, также и скоропортящихся товаров (овощей, фруктов, охлажденной продукции и пр.). Бизнес-процессы автоматизируются и опираются на современные IT-решения. Некоторые компании разрабатывают мобильные приложения для продажи продуктов питания. Например, с использованием QR-кода, который сканируется с рекламного носителя смартфоном и позволяет оплатить выбранный товар через Интернет и сразу заказать его доставку.
Дополнительным стимулом для развития интернет-продаж продуктов питания становится фактор времени. Растет количество потребителей, не желающих добираться по автомобильным пробкам к торговым комплексам и часами искать нужные товары на полках гипермаркетов. Корзину из десятков позиций в магазине можно наполнить и оплатить на кассе за 1,5–2 часа, тогда как в интернет-магазине эта операция займет 10–15 минут. По мнению аналитиков Группы компаний «Бизнес Сити», те розничные операторы, которые смогут превратить Интернет не только в витрину своих магазинов, но и эффективный канал сбыта продуктов питания, в ближайшие годы смогут выйти на первое место среди конкурентов как по объемам продаж через Сеть, так и по совокупному товарообороту и выручке.