В последние годы в электроэнергетике России происходят радикальные преобразования: претерпевает значительные изменения структура отрасли, меняется система государственного регулирования, идет процесс формирования конкурентного рынка электроэнергии, создаются новые компании. Не стоит на месте и развитие материальной базы: строятся новые и модернизируются старые энергообъекты, внедряются передовые технологии и инновационные разработки.
В этой связи особое значение приобретает наличие квалифицированных специалистов и эффективной системы подготовки кадров, поскольку повсеместно появляется новое современное оборудование, в основном иностранного производства, опыта эксплуатации которого у наших инженеров попросту нет.
В настоящее время складывается ситуация, при которой отечественные ВУЗы далеко не всегда оказываются способны удовлетворить кадровые потребности энергетической отрасли. Сегодня уровень квалификации выпускников зачастую не позволяет им полностью контролировать весь производственный процесс. Сказывается отсутствие практических навыков, а также не соответствующие современным требованиям методики обучения. Кроме того, последние 20 лет в отраслевых и технических ВУЗах нашей страны подготовка студентов осуществлялась, как правило, на устаревшем оборудовании.
Все это заставляет энергетические компании искать пути решения кадровой проблемы. В частности, некоторые фирмы привлекают иностранных специалистов, что бывает сопряжено со значительными рисками и большими материальными затратами. Другие делают ставку на своих инженеров, отправляя их обучаться в иностранные ВУЗы или проходить стажировку на зарубежных предприятиях. Однако, как показывает практика, такой подход далеко не всегда является эффективным и приносит ожидаемый результат.
По словам генерального директора российской инжиниринговой компании «СитиЭнерго» Станислава Гынденова, организация процесса обучения наших инженеров-энергетиков за рубежом, при всех его преимуществах, имеет ряд существенных недостатков, которые всегда следует иметь ввиду.
Если говорить об обучении российских студентов в иностранных отраслевых ВУЗах, то не следует забывать, что полученные ими знания и навыки далеко не всегда можно применить в российских реалиях. Кроме того, зарубежным учебным заведениям невыгодно готовить квалифицированных специалистов для нашего рынка, и тем самым создавать дополнительную конкуренцию для своих инженеров. Поэтому, по мнению Гынденова, было бы ошибкой целиком и полностью делать ставку на иностранные ВУЗы. Базовое образование наши технические специалисты должны получать только в России.
Что касается прохождения российскими инженерами стажировки за рубежом, где наши специалисты имеют возможность на месте ознакомиться со всеми конструктивными особенностями нового оборудования, то наличие такого опыта является безусловным плюсом. Однако и здесь существуют определенные трудности.
Так, для получения знаний и навыков, которые требуются для работы с новейшим оборудованием, к примеру с современными ПГУ, необходима достаточно длительная практика. Краткосрочные курсы, продолжительность которых, как правило, составляет не более недели, во все тонкости производственного процесса вникнуть не позволяют.
Часто оставляет желать лучшего непосредственно качество обучения, в ходе которого на лекциях за рубежом даются лишь базовые знания, при этом многие технологические особенности не раскрываются. При посещении иностранных предприятий хозяева тоже не спешат «открыть перед нами все двери». Это связано, прежде всего, с обеспечением информационной безопасности, а также с проблемой промышленного шпионажа.
По мнению специалистов «СитиЭнерго», использование зарубежного опыта является важнейшей составляющей в процессе развития отечественной энергетики. При этом полученные знания и опыт необходимо использовать с учетом российских особенностей. Однако главной задачей все же остается совершенствование отечественного образования, создание необходимых условий для подготовки квалифицированных кадров непосредственно на нашей территории, в том числе строительство специализированных научных центров.