На Юге России участниками ДТП чаще всего становятся водители в возрасте до 25 лет, а наименьший риск попасть в дорожную аварию имеют автовладельцы 50–70 лет. Максимальный уровень ущерба, причиняемого в ДТП, приходится на происшествия с водителями 25–30 лет. Таковы выводы исследования, проведенного Южным региональным центром «АльфаСтрахование» по базе страховых случаев по ОСАГО за 2012 год.
Специалисты Южного регионального центра «АльфаСтрахование» провели исследование, которое позволило проследить зависимость между частотой совершения ДТП и возрастом водителя. Основой для анализа стала база страховых случаев по ОСАГО, произошедших с застрахованными в компании автомобилями в городах ЮФО и СКФО в течение 2012 года. По итогам исследования были выявлены возрастные категории водителей, которые попадают в аварии чаще других, а также проведено их сравнение по объему причиняемого ущерба, по Югу России и отдельным городам региона.
В целом по южному региону наиболее «неаккуратными» оказались самые молодые водители, находящиеся в возрастной группе до 25 лет. В течение года становятся участниками ДТП и заявляют соответствующие убытки в страховую компанию в среднем 6% автовладельцев этой категории.
Сразу за ними следуют водители в возрасте от 25 до 30 лет, для которых доля попавших в аварии составляет 5%. Далее в рейтинге с годовым показателем «аварийности» 4% находится категория 30–40 лет.
Более осторожными являются автовладельцы, чей возраст составляет 40–50 лет: для них частота ДТП оказалась на уровне 3%. Наименьший же риск попасть в дорожную аварию имеют водители от 50 до 70 лет – в течение года проблемы на дороге возникают лишь у 2% из них.
С точки зрения объема ущерба, причиняемого в результате ДТП, ситуация выглядит несколько иначе. Максимальная доля в общей сумме выплат по ОСАГО, произведенных на Юге России в 2012 году, приходится на страховые случаи, произошедшие с водителями в возрасте от 25 до 30 лет – 29,2%. Также в первой тройке оказались автовладельцы 30–35 и 20–25 лет (18,5% и 16,7% соответственно). В середине рейтинга находятся возрастные группы 35–40 лет (13,2%), 40–45 (9,3%), 45–50 (4,9%), 50–55 (3,7%). Минимальный ущерб, расположившийся в промежутке от 2% до 0,5% от общего объема выплат, приходится на категории 55–60, 60–65, 65-70, а также до 20 лет.
В Ростове-на-Дону максимальное количество попаданий в аварии отмечено для водителей в возрасте до 20 лет – в течение года участниками ДТП становились 8% представителей этой возрастной категории. Несколько меньшая «аварийность» характерна для автовладельцев 20–30 лет (5%). Самыми аккуратными оказались водители 50–60 и 65–70 лет (2%). Средний показатель для всех возрастных категорий составил 3,8%.
В Краснодаре лидером по числу ДТП стали водители 25–30 лет с показателем 7%, далее следуют категории 25–30 и 40–50 лет (5%). Наибольшей осторожностью на дорогах отличаются краснодарцы 65–70 лет (2%). Средняя аварийность для жителей города – 4,1%.
В Ставрополе чаще всего участниками ДТП становятся автовладельцы 20–25 лет с показателем 6%. Наименьшее число аварий приходится на группу 55–65 лет (2%). Среднегородской показатель равен 3,3%.
В Волгограде рейтинг возглавляют водители в возрасте до 20 лет (9%). Для всех остальных групп попадания в аварии достаточно редки, самый низкий показатель принадлежит категориям 40–45 и 60–65 лет (1%). Частота ДТП по городу в целом наименьшая в регионе – 2,6%.
А в Астрахани, напротив, для большинства возрастных категорий характерна высокая частота совершения ДТП: средний уровень аварийности составляет 6,7%. Здесь зафиксирован рекордный для всего региона показатель, относящийся к группе 65–70 лет, – в течение года побывали в авариях 12% застрахованных этой категории. Также часто сложные ситуации на дорогах возникают у астраханцев до 25 лет (9%). Наименьший показатель – 3% – у категории водителей 60–65 лет.
В Сочи чаще всего в происшествия попадают автовладельцы 65–70 лет (6%) и 35–40 лет (5%). . Минимальная частота в 1% характерна для автовладельцев 45–60 лет. Среднестатистический показатель для сочинцев составил 3,5%.
Лидером по сумме страховых выплат, причем со значительным отрывом, почти во всех городах является группа 25–30 лет. Иная ситуация наблюдается только в Сочи, где на верхней строчке оказались водители 35–40 лет.
«Наибольший риск попадания в ДТП для молодых водителей имеет прямую взаимосвязь со стажем вождения. Пиковый период приходится на конец первого года управления автомобилем, когда появляется ощущение уверенности на дороге, хотя на деле навыки еще не приобрели нужной степени автоматизма. Что касается высокого уровня аварийности для водителей старшего возраста – он связан с естественным снижением концентрации и скорости реакции. Вместе с тем, участники движения этой возрастной категории отличаются аккуратностью вождения, поэтому уровень ущерба при авариях оказывается минимальным. Тогда как наибольший объем произведенных выплат приходится на категорию водителей со стажем 7-12 лет. Они попадают в ДТП достаточно часто, так как расслабляются на дороге, полагаясь на опыт, и зачастую позволяют себе «лихачить», – прокомментировал Евгений Череменин, вице-президент ОАО «АльфаСтрахование», Директор Южного регионального центра. – Это отчетливые тенденции, которые нашли подтверждение в результатах проведенного исследования».
Зависимость частоты наступления страховых случаев по ОСАГО от возраста водителя
Южный региональный центр «АльфаСтрахование», 2012 г.
Возрастная категорияЧастота наступления страхового случаяДоля в общем объеме выплат