К 150-летию со дня рождения выдающегося живописца, графика и монументалиста Михаила Нестерова в государственной Третьяковской Галерее при поддержке Холдинга 'Евроцемент груп' открылась грандиозная выставка работ художника 'В поисках своей России'. На выставке представлено около 300 произведений из 24 музеев России, Украины, Беларуси и 10 частных коллекций. Впервые экспонируется картина «Голгофа» (1900), сложнейшая реставрация которой была также осуществлена на средства Холдинга 'Евроцемент груп'.
Выставка 'В поисках своей России' демонстрируют широкий диапазон художественных интересов Михаила Нестерова: картины на религиозные темы, портрет, пейзаж. Помимо станковых работ, в экспозицию вошли эскизы к храмовым росписям и мозаикам. Ряд ценных живописных полотен и графических листов недавно поступили в собрание Третьяковской галереи из коллекций, принадлежавших внучке Нестерова И.В. Шретер и семье архитектора А.В. Щусева, друга и соратника художника. Специально к выставке многие произведения были специально отреставрированы, среди них: 'Юность преподобного Сергия», (1892–1897, ГТГ), 'Голгофа' (1900, ГТГ).
'Холдинг 'Евроцемент груп' и Государственная Третьяковская галерея являются давними партнерами. За семь лет нашего сотрудничества мы реализовали большое количество ярких проектов. Среди них и выставка произведений Марка Шагала, и подготовка монографии о творчестве Джорджа Доу. Уверен, что выставка работ Михаила Нестерова, которая впервые демонстрируется в Третьяковской галерее в полном объеме, станет открытием для широкой публики и специалистов', - отметил на открытии выставки Президент 'Евроцемент груп' Михаил Скороход.
Девять разделов экспозиции, организованной одновременно по хронологическому, жанровому и тематическому принципам, демонстрируют творческий путь Михаила Нестерова в многообразии художественных поисков, увлечений и занятий: «Начало пути (1877–1886)», «Утверждение своей темы», «Цикл о Сергии Радонежском», «Роман в красках», «В пространстве соборов», «Портреты эпохи модерна (1900-е)», «После 1917 года», «Портреты 1921–1941 годов», «Документально-биографический раздел».
Центром экспозиции стало масштабное полотно «На Руси (Душа народа)» (1914–1916, ГТГ). В нем предстает собирательный образ России: своеобразный крестный ход объединил людей разных эпох, сословий и состояний, типические фигуры русской истории, воплощающие национальный дух.
Важнейшие разделы экспозиции посвящены портретному творчеству Нестерова. Среди лучших произведений этого жанра – «Портрет дочери художника О.М. Нестеровой (Амазонка)» (1906, ГРМ) и двойной портрет «Философы» (1917, ГТГ), изображающий религиозных мыслителей П.А. Флоренского и С.Н. Булгакова. Это произведение стало предвестием блестящей галереи образов современников, созданной художником в 1920-х – начале 1940-х годов и считающейся вершиной портретной живописи того времени - портреты художника В.М. Васнецова (1925), физиолога И.П. Павлова (1935), скульптора В.И. Мухиной (1940), архитектора А.В. Щусева (1941, все – ГТГ) и многих других.
Также впервые полно (около 100 листов) представлены эскизы и подготовительные картоны монументальных работ Нестерова, ставшие новым словом в церковном искусстве. Наиболее значимые среди них – эскизы росписей во Владимирском соборе в Киеве, в церкви Александра Невского в Абастумане (Грузия), церкви Покрова Богородицы в Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве, Троицком соборе в Сумах (Украина), эскизы мозаик в храме Воскресения Христова (Спаса на Крови) в Санкт-Петербурге. В росписях мастера проявились лиричность и камерность, свойственные его творчеству. В то же время в них соединились традиции западноевропейского искусства, в частности английских прерафаэлитов, и национального стиля русского неоромантизма, оформившегося на рубеже XIX–ХХ столетий.
Специально к выставке выпущен каталог-альбом, в который вошло более 400 иллюстраций, воспроизводящих картины, акварели, эскизы, архивные фотографии. В нем впервые опубликованы новые датировки ряда произведений, уточненные в ходе реставрационных и атрибуционных работ. Также в рамках выставки подготовлена и образовательная программа, включающая лекции, встречи со специалистами в экспозиции, экскурсии, тематический концерт, художественную практику в Творческой мастерской. На время работы выставки возобновляются «Четверги допоздна».
Информационная справка
Творчество Михаила Нестерова представляет особую страницу в истории Серебряного века. Живописные поиски мастера шли в русле национально-романтического направления отечественного символизма и стиля модерн. В произведениях художника отразились важнейшие черты русского характера и природа России. Своим содержанием и глубиной искусство Нестерова созвучно религиозным исканиям русских писателей и философов рубежа XIX–XX столетий. И позднее, в жестких идеологических рамках 1920-х – начала 1940-х годов, своим творчеством художник продолжал утверждать гуманистические идеалы.
Михаил Нестеров - выходец из состоятельной уфимской купеческой семьи с крепкими православными традициями, которые во многом определили внутренний мир будущего художника. Еще бoльшую роль в становлении его личности сыграла природа родного края – Предуралья. «Коммерческая бесталанность» уберегла Нестерова от участия в семейном торговом деле. В 1877 году пятнадцатилетним юношей он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, атмосферу которого определял В.Г. Перов, любимый учитель Нестерова. Под влиянием мастера и традиций передвижников молодой художник увлекся жанровой картиной, но не увидел в ней возможности выразить свою индивидуальность. Вскоре он нашел близкий себе круг тем и стилистику, связанную с новым временем, с эпохой модерна и символизма.
Сущность своего искусства Нестеров определил как «опоэтизированный реализм». Художника неизменно волновали образы, воплощающие представления о нравственном совершенстве человека, о его духовном подвиге. Самыми глубокими и художественно совершенными стали произведения, в которых Нестеров создавал поэтический миф о Святой Руси, не конкретизированной в историческом времени, представлявшейся ему неким «вневременным идеалом изначальной слитности человеческого существования с жизнью первозданной природы».
Впервые Нестеров нашел собственную тему в картине «Пустынник» (1888–1889, ГТГ), где человек и природа пребывают в единении и гармонии. Наиболее цельно художественные и нравственные идеалы мастера выразились в программной картине «Видение отроку Варфоломею» (1889–1890, ГТГ). Высветленные краски пейзажа и хрупкая фигурка мальчика придают изображению некоторую плоскостность, почти бесплотность, соединяя в полотне лиричность и монументальность. Произведение открыло цикл, посвященный Сергию Радонежскому: «Юность преподобного Сергия» (1892–1897), «Труды преподобного Сергия» (1896–1897, оба – ГТГ), «Преподобный Сергий Радонежский» (1891–1899, ГРМ). К этому циклу примыкает работа «Дмитрий-царевич убиенный» (1899, ГРМ), где изображение балансирует на грани реального и иконного образов. Герои картин Нестерова пребывают в состоянии «тишайшей внутренней молитвы», которое художник передает, используя сдержанную гамму тонов: зеленых, розовых, голубовато-синих. Нестеров признавался, что избегал изображать «сильные страсти», предпочитая им «наш тихий пейзаж, человека, живущего внутренней жизнью». Сходным созерцательным настроением проникнуты и его пейзажи «Молчание» (1903), «Лисичка» (1914, оба – ГТГ), «Родина Аксакова» (1914, Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова, Уфа).
Живописец много работал над произведениями, посвященными судьбе русской женщины. На выставке впервые собраны вместе полотна задуманного Нестеровым «романа в красках»: «На горах» (1896, Киевский национальный музей русского искусства), «Великий постриг» (1898, ГРМ), «За Волгой» (1905, Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина).
Особый цикл составляют картины о людях, уходящих от суеты мира: «Христова невеста» (1886, частное собрание), «Вечерний звон» (1910, Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых), «Старец. Раб Божий Авраамий», (1914–1916, Самарский областной художественный музей). В этих произведениях, исполненных гармонии, читается и глубокая печаль. В литературе подобные образы воплотили Ф.М. Достоевский, Н.С. Лесков, П.И. Мельников-Печерский. Нестеров открыл эту тему в живописи.