Карта от Ренесанс

В ЦДХ открывается выставка «Тайнопись Универсума»


Заполнить онлайн заявку!

С 14 марта по 7 апреля в Центральном Доме Художника пройдет выставка «Тайнопись Универсума». Это совместный проект галерей «Веллум» и «Восточная Заграница». Зрители узнают о влиянии культурной традиции Востока на развитие искусства России первой половины ХХ в. В первую очередь речь идет об идеях русского космизма – о той творческой платформе, в которой вселенная-«универсум» и связь человека с космосом становятся главными темами произведений художников.

В экспозиции представлены работы Максимилиана Волошина, художников группы «Амаравелла» – Бориса Смирнова-Русецкого и Петра Фатеева, – а также предметы декоративно-прикладного искусства Китая и буддистские реликвии.

Русский космизм - редкое, малоизвестное широкой публике и даже многим специалистам явление отечественной культуры начала XX столетия. Творчество мастеров этой группы и их окружения буквально пронизано поэтикой и философией Востока, среди идейных вдохновителей русского космизма – такие имена признанных «ориенталистов» как Н.Рерих и М.Волошин. В проекте сделана попытка показать истоки и связи интереснейшего локального направления европейского искусства прошлого столетия и восточных традиций, очень популярных в Европе на рубеже XIX-XX веков.

К началу ХХ века, когда казалось, что человек покорил природу, и в цивилизованном мире достигнут пик бытового комфорта, взгляд мыслящих людей обратился в будущее, к Космосу внутреннему и реальному. Увлечение мистическими учениями, бурно распространившееся в России на рубеже ХIХ – ХХ веков, коснулось и художников. В пёстрой картине художественных направлений, возникших в 1910-1920-е гг., особняком стоят художники группы «Амаравелла». Общая идея, объединяющая художников этого сообщества, была сформулирована ими в манифесте: «Наше творчество, интуитивное по преимуществу, направлено на раскрытие различных аспектов Космоса – в человеческих обликах, в пейзаже и в отображении абстрактных образов внутреннего мира». Особое влияние на мировоззрение группы оказали Рерих и Волошин.

Духовное наполнение живописи как Волошина, так и художников «Амаравеллы», проистекало из их романтического мировосприятия, их увлечённости древней и современной философией, философией Востока и теософией. Они признавали идею двоемирия – существования наряду с миром материальным мира духовного, им была близка пантеистическая идея одухотворённости и божественности Природы и Космоса, идея живой, гармоничной связи человека и Мироздания, в нравственном аспекте они признавали существование Света и Тьмы, Добра и Зла, они верили в духовное восхождение человека в процессе многочисленных перерождений. Важным фактором духовного преображения человека они считали искусство.

Волошин называл свою просветительскую миссию: «буддизм, католичество, магия, оккультизм, теософия…». Всё это воспринималось через призму искусства. Часто свои акварельные пейзажи он подписывал стихотворными строками, дающими представление о поэтичности изображаемого, передающих не столько реальный пейзаж, сколько настроение.

Художники «Амаравеллы» значительно расширили представление о космосе. Они представили многие скрывавшиеся в тени грани космоса и, прежде всего, его поэзию, его музыку, его чарующую тайну, причём каждый сделал это по-своему и с использованием индивидуальных художественных средств.

На выставке «Тайнопись Универсума» можно увидеть работы двух представителей «Амаравеллы». В произведениях основателя группы П.П. Фатеева отражена фантастическая грань с философским уклоном, картины Б.А. Смирнова-Русецкого отличает разлитая повсюду в реальных земных и космических ландшафтах духовная сущность, мистичность.

Русский космизм, как самобытное направление отечественной мысли, очень часто обращает свои взоры на Восток. На Востоке существовала иная традиция в понимании рацио в деятельности. Здесь господствовал идеал минимального вмешательства в протекание природных и социальных процессов; здесь было развито понимание «дао» как единства истины и нравственности. Восточную философию нельзя уподобить некоему набору догм или историческому памятнику, не поддающемуся трансформации. Напротив, обращение к философии Индии и Китая - это обращение к изначальной сущности человека. Человек не только для окружающих, но подчас и для самого себя остается нераскрытым, загадочным по глубине и непостижимости внутреннего мира.

Выставка открыта с 14 марта до 7 апреля 2013г. Открытие состоится 14 марта 2013г. с 17.00.

Категория: Культура, искусство

Дата публикации: 17.01.2014 03:42

Источник: Publishernews.ru