Страховой резерв для перевозки пассажиров обанкротившихся авиакомпаний может начать работу уже с 2013 года, а на его создание планируется потратить около 3 миллиардов рублей, при этом предполагается, что часть средств будет собираться с пассажиров. По мнению экспертов, опрошенный агентством 'Прайм' и РИА Новости, дополнительный сбор средств с пассажиров авиакомпаний неоправдан, и государству нужно стимулировать самих авиаперевозчиков резервировать часть денег на помощь пассажирам.
Участившиеся банкротства авиакомпаний вынуждают российские авиавласти создать специальный страховой фонд на случай форс-мажорных обстоятельств и необходимости вывоза российских пассажиров из других стран. Последним значимым банкротством авиакомпании стало прекращение деятельности итальянской бюджетной авиакомпании Wind Jet. В июле она полностью прекратила полеты из-за финансовых трудностей с закупкой горючего. В последние месяцы дискаунтер, выполнявший авиарейсы из Италии по 17 направлениям, балансировал на грани банкротства. В Россию Wind Jet выполнял около 20 рейсов в неделю.
В 2011 году произошел ряд банкротств российских авиакомпаний. Наибольший резонанс вызвало прекращение деятельности авиакомпании 'Континент', когда от недобросовестных действий авиаперевозчика пострадало около тысячи российских пассажиров.
Резерв за счет пассажира
Глава Росавиации Александр Нерадько предложил создать страховой резерв для форс-мажорных ситуаций. По его словам, во многих странах продолжительное время действуют подобные механизмы защиты пассажиров и довольно успешно. Суть предложения ведомства заключается в том, что пассажир будет дополнительно платить небольшую сумму, в некотором смысле страховку. Глава Росавиации пояснил, что деньги из этого резерва передаются авиационным властям, чтобы они зафрахтовали дополнительные воздушные суда, пассажиру же это обойдется в дополнительные 30-60 рублей в цене билета.
При этом данные механизмы будут распространяться не только на туроператоров, которые будут включать в стоимость путевки дополнительные средства, но и для пассажиров регулярных рейсов.
Сейчас Росавиация может выделять средства авиакомпаниям на вывоз пассажиров в случае банкротства других авиаперевозчиков. Общий объем средств, которым располагает ведомство на данные цели, составляет около 300 миллионов рублей, которые затем компенсируются ведомству по постановлению правительства.
Замминистра транспорта Валерий Окулов добавил, что такой страховой резерв может начать действовать уже с 2013 года. По его словам, сейчас подготовлено заключение по созданию такого фонда, и до конца года планируется согласовать создание данного фонда с Минэкономразвития, Минфином, ФАС, Минюстом и другими заинтересованными министерствами и ведомствами. Окулов отметил, что на создание фонда будет потрачено 3 миллиарда рублей, и на его накопление потребуется три года.
При этом Нерадько добавлял, что подобный фонд может оцениваться в 70 миллионов долларов. Учитывая, что в 2012 году Росавиация прогнозирует перевозки пассажиров на уровне 70 миллионов человек, то, чтобы сформировать такой фонд, достаточно собирать по одному доллару с билета.
Заплатит слабый
Предложение Росавиации - это желание найти решение за счет самой слабой группы, считает председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. 'Введение дополнительного взноса приведет к финансовым нагрузкам на авиапассажиров, но не решит существующих проблем в отрасли', - говорит эксперт и добавляет, что причинами всех проблем российских авиапассажиров заключаются в неадекватном госрегулировании отрасли.
'Когда не хочется допускать новых авиаперевозчиков, не хочется ужесточать требования к мелким авиакомпаниям, не хочется лоббировать беспошлинный ввоз новых самолетов, потому что здесь нарушаются интересы авиастроительных компаний', - добавил Янин.
При этом председатель Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) 'Общественный контроль' Михаил Аншаков считает, что предложение Росавиации приведет к ущемлению прав авиапассажиров.
'Как показывает практика страхования рисков на транспорте, доходность таких страховых компаний измеряется в сотнях процентов прибыли, потому что компенсации практически никогда не выплачиваются. Страховые компании почти всегда находят предлоги и поводы, чисто формальные, чтобы не платить компенсации. Это однозначно будет ущемлением прав пассажиров', - сказал РИА Новости Аншаков.
По мнению эксперта, поскольку взнос будет не добровольным, а принудительным, пассажиры будут оплачивать ошибки российских регуляторов по допуску слабых авиакомпаний, как Wind Jet, и будут оплачивать монополизм по тем направлениям, где один-два перевозчика, а не пять-десять. 'Я не думаю, что это будет большая сумма, но это ничего радикально не изменит в отрасли, которая нуждается в модернизации. Потому что бесправие российских авиапассажиров просто поразительно', - отметил правозащитник.
Туроператоры дают пример
Сейчас туроператоры создают собственный компенсационный фонд, в который будут 'сбрасываться' все участники рынка, входящие в федеральный реестр туроператоров, и авиавластям стоит подумать о том, чтобы сделать такой фонд и для тех, кто получает свидетельство воздушного эксплуатанта, считает генеральный директор компании Tez Tour Владимир Каганер.
По его мнению, если кто-то из авиакомпаний банкротится, другие должны будут вывезти пострадавших. 'Почему с туристов надо деньги брать? Было бы справедливо, что за банкротства авиакомпаний отвечают другие авиакомпании, а не пассажиры. Может быть, они будут следить, у кого из коллег плохое финансовое положение, и не пустят таких перевозчиков в фонд', - считает Каганер.
Каганер отмечает, что также пока непонятно, в цену каких билетов будет закладываться страховой сбор. 'Если только российских - так иностранные перевозчики в последнее время 'сыплются' чаще, чем российские', - подчеркивает Каганер.
В свою очередь генеральный директор компании 'Пегас Туристик' Анна Подгорная отмечает, что пока непонятно, будет ли страховой взнос закладываться в цену туристической, чартерной перевозки или только в билеты на 'регулярку'.
'В создании отдельного фонда, который будет помогать вывозить пассажиров в случае банкротства авиакомпаний, есть определенный смысл. В этом случае компенсационному фонду туроператоров не придется платить за вывоз туристов, если обанкротился перевозчик. Но тогда они не должны дублировать друг друга - нужно четко разграничить, в каких случаях работает тот или иной фонд. А сама идея нормальная', - говорит эксперт.