Минздравсоцразвития России внесло в правительство проект закона «О защите здоровья населения от последствий потребления табака». Об этом сообщила пресс-служба министерства.
Данный законопроект разработан в целях исполнения обязательств Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака и реализации Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015 годы.
Законопроектом предлагается поэтапно запретить курение на рабочих местах, организованных в закрытых помещениях и в большинстве общественных мест – внутри и на территориях учебных, медицинских, спортивных и культурно-образовательных учреждений, в общих помещениях жилых домов, в закрытых помещениях ресторанно-гостиничного бизнеса, на пассажирском транспорте, в т.ч. дальнего следования, зонах обслуживания пассажиров, у входов в вокзалы, порты, станции метрополитена и аэропорты на расстоянии 10 м от входа; а также в помещениях, предназначенных для оказания бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания и рынков.
При этом на основании решения собственника допускается курение табака в специально оснащенных местах на открытых территориях и в специально выделенных изолированных помещениях, предназначенных для оказания медицинских услуг в стационарных условиях, на поездах дальнего следования, на судах дальнего плавания, в гостиницах, местах проживания туристов, кафе, ресторанах, предприятиях торговли.
Требования к отведению и оснащению специальных мест для курения табака на открытых территориях, к выделению и оборудованию специальных изолированных помещений для курения табака в закрытых помещениях будут устанавливаться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции нормативно-правового регулирования в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия.
Для снижения спроса на табачные изделия в законопроекте предусмотрено установление минимальных розничных цен на табачную продукцию, размер которых будет устанавливаться федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным правительством Российской Федерации. При этом порядок установления и методика расчета минимальных розничных цен на табачную продукцию, предусматривающая ежегодное увеличение минимальных розничных цен на табачную продукцию на уровне, превышающим индекс цен на продовольственные товары, утверждаются правительством РФ.
Сами акцизы будут по-прежнему устанавливаться в соответствии с законодательством Российской федерации о налогах и сборах, а введение минимальных цен на табачные изделия направлено на снижение их доступности, отмечают в Минздравсоцразвития.
«Данные меры представляются крайне эффективными и выгодными для государства, так как способны не только серьезно повлиять на снижение распространенности потребления табака, тем самым уменьшив затраты на ликвидацию медико-социальных последствий, связанных с потреблением табака, но и увеличить налоговые поступления в бюджет страны, - говорится в сообщении министерства. - Расчеты Российской экономической школы показывают, что повышение акцизов и цен на сигареты до минимального уровня ЕС (1,28 Евро на пачку сигарет) позволит привлечь в российский бюджет дополнительно около 600 млрд рублей и спасти жизни до двух миллионов россиян в течение ближайших пяти лет».
Законопроектом впервые предусмотрено введение запрета стимулирования продажи табачных изделий и спонсорства, а также запрет на демонстрацию табачных изделий и процесса курения в новых аудиовизуальных произведениях, предназначенных для детей.
Также предусмотрен запрет на демонстрацию табачных изделий и процесса курения в новых аудиовизуальных произведениях для взрослых, если это не является неотъемлемой частью художественного замысла. При этом запрет рекламы будет осуществлен через внесение соответствующих изменений в законодательство о рекламе.
Минздрав отмечает, что одной из наиболее деструктивных форм спонсорства табака в России является спонсорство табачными компаниями программ профилактики подросткового курения («Твой выбор», «Соревнование классов, свободных от курения» и др.). Такие программы, согласно оценкам экспертов, не снижают, а повышают уровень подросткового курения, при этом дают табачным компаниям доступ к подростковой аудитории, интересной для них в маркетинговом плане.
Законопроектом предусмотрен учет производства, импорта, экспорта, оптовой и розничной торговли табачной продукцией, отслеживания производственного оборудования, движения и распределения табачных изделий в соответствии с законодательством РФ, что позволит избежать роста нелегальной торговли табаком в результате повышения акцизов на табачную продукцию.
Законопроектом вводится норма, согласно которой продавец табачных изделий при наличии сомнений в достижении потребителем 18 лет вправе потребовать документ, удостоверяющий личность и содержащий сведения о его возрасте. Кроме того, впервые вводится норма запрещающая несовершеннолетним лицам осуществлять продажу табачных изделий.
Законопроект предусматривает устранение шаговой доступности табачных изделий для потребителей. «Шаговая доступность табачных изделий в России беспрецедентна благодаря легальности торговли табаком в киосках. Ни в странах Запада, ни в странах третьего мира не наблюдается такого огромного количества торговых точек, продающих табачные изделия», - отмечают авторы законопроекта.
Законопроект запрещает продажу табака в киосках и ларьках в городской местности, но оставляет это право для магазинов, торговая площадь которых превышает 50 кв. метров. Это все те магазины, которые имеют право в настоящий момент торговать крепкими алкогольными напитками. Для сельской местности площадь торгового объекта составляет 25 кв. метра. В случае отсутствия в населенном пункте стационарного торгового объекта, допускается развозная торговля табачной продукцией в данном населенном пункте. Основанием для введения такой меры является тот факт, что на киоски и ларьки приходится бoльшая часть нарушений правил торговли, согласно данным Роспотребнадзора России.
Минздравсоцразвития приводит следующие данные. Роспотребнадзором было проведено в 2007 году 45 тысяч проверок, в 2008 году - 8 тысяч проверок, в 2009 году - более 20 тысяч проверок соблюдения хозяйствующими субъектами правил розничной торговли табачными изделиями. Всего за 2007-2009 годы было проведено более 70 тысяч проверок. Доля проверок, в которых были выявлены нарушения, составила в 2007 году 26 %, в 2008 году - 21 %, в 2009 году - 16 %. Результаты проверок показали, что основная доля нарушений (90 %) приходится на индивидуальных предпринимателей, из них 70% - нарушения, выявленные при осуществлении ими торговой деятельности через предприятия мелкой розницы (киоски, ларьки).
Учитывая перспективы повышения акцизов на табачную продукцию в России, особенно актуальным является вопрос о недопущении роста доли теневого рынка табака, считают авторы законопроекта. В связи с этим, а также в связи с фактами продажи табака несовершеннолетним требуется укрупнение розничной сети, с тем, чтобы улучшить качество государственного контроля над розничной продажей табака.
Требования законопроекта к осуществлению розничной продажи табачной продукции аналогичны тем, которые предъявляются к торговым предприятиям, осуществляющим розничную торговлю алкогольной продукцией, согласно требованиям 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Именно в целях защиты населения от последствий употребления алкоголя была введена мера по запрету с 2013 года реализации пива в нестационарных объектах торговли, по аналогии предлагается решение и для установления требований к точкам реализации табачной продукции.
Реализация законопроектом данного положения снизит шаговую доступность табачных изделий, что, безусловно, приведет к существенному снижению незаконной реализации табачных изделий несовершеннолетним.
Законопроектом также предусмотрен запрет демонстрации табачных изделий, который позволит снизить стимулирующее воздействие упаковки табачной продукции, в особенности на несовершеннолетних. Норма по запрету выкладки и демонстрации табачных изделий в торговом объекте полностью соответствует положениям закона «О защите прав потребителей». Статьей 10 данного закона предусмотрено что «изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора».
При этом делается акцент на том, что это должна быть такая информация, которая позволяет потребителю сделать правильный выбор при покупке соответствующего товара. Основные критерии, составляющие содержание общей информации о товаре содержатся в части 2 статьи 10 данного закона «О защите прав потребителей», и рассматривать выкладку и демонстрацию товара как единственную форму обеспечения распространения обязательной информации, в данном случае, нельзя. Прейскурант в торговом зале и упаковка табачного изделия, с которыми, потребитель сможет ознакомиться, обратившись к продавцу, также содержат исчерпывающую информацию о товаре.