Правительство планирует существенно облегчить для граждан процедуры регистрации собственности и предприятий. К 2015 году затраты на регистрацию предприятий снизятся с 6100 до 3000 руб., а время прохождения процедуры с 30 до пяти дней. Подготовленные Агентством стратегических инициатив (АСИ) предложения уже в сентябре могут быть одобрены его наблюдательным советом с участием президента Владимира Путина, а затем подписаны премьер-министром Дмитрием Медведевым.
Созданное в прошлом году по инициативе тогда еще премьера Владимира Путина АСИ в рамках национальной предпринимательской инициативы готовит планы (или «дорожные карты») по снятию административных барьеров для предпринимателей и в целом по упрощению ведения бизнеса в стране. Работа активизировалась после того, как президент поставил задачу вывести к 2018 году Россию со 120-го места в первую двадцатку в рейтинге Всемирного банка Doing Business. За последние полгода правительством были утверждены три «дорожные карты», в том числе и по упрощению процедур для строительства.
Хотя большинство планов готовятся с целью упрощения жизни бизнесу, на жизни тех, кто не является бизнесменом, они также отразятся. Не являются исключением и новые готовые к подписанию «дорожные карты», касающиеся регистрации предприятий и собственности. Насколько хороши оба плана, станет ясно, когда разработчики обсудят их с Владимиром Путиным на заседании наблюдательного совета АСИ и когда эти планы проработают в правительстве (напомним, что в окончательный подписанный премьером план по упрощению строительных процедур вошли не все предложения рабочей группы).
Три дня на регистрацию предприятия
План «Оптимизация процедур регистрации предприятий» направлен на исполнение президентского поручения вывести Россию с нижних позиций в ежегодном рейтинге Всемирного банка Doing Business в первую двадцатку. По легкости регистрации предприятий Россия сейчас занимает 111-е место. План оптимизации нацелен на то, чтобы вывести страну к 2015 году на 60-е место по этому показателю, а к 2018 году — на 20-е. Для этого предлагается решить четыре проблемы. Во-первых, уменьшить количество этапов регистрации предприятий с нынешних девяти до пяти в 2015 году и до трех в 2018-м. Во-вторых, планируется снизить затрачиваемое сейчас гражданами время на прохождение всех этапов регистрации с нынешних 30 дней до пяти дней в 2015 году и до трех в 2018-м. Третья цель — снизить уже к 2015 году затраты на регистрацию предприятий с 6100 до 3000 руб. Наконец, предлагается отменить к 2018 году нынешнее требование для регистрации предприятия формировать минимальный уставный капитал. Напомним, он составляет сейчас 10 тыс. рублей.
Как утверждают в АСИ, реализация данного плана «позволит добиться улучшения инвестиционного климата в России и, как следствие, повышения притока капитала в страну и роста уровня жизни». План содержит порядка 30 предложений по корректировке нескольких регулирующих регистрацию предприятий законов, а также различных ведомственных инструкций. Десять предложений направлено на оптимизацию основной процедуры регистрации и шесть — на оптимизацию сопутствующих процедур. В их числе, например, предложение, которое учтено в проекте нового Гражданского кодекса (он должен быть принят к концу года), — повысить роль нотариусов, которые будут не просто заверять документы, а доводить до конца процесс регистрации, выполняя функцию «одного окна». Предлагается также отменить обязательное требование — наличия печати предприятия для его регистрации. Наконец, предлагается внедрить распространенную в развитых странах практику, когда при регистрации предприятия можно указать адрес обслуживающей бухгалтерской или секретарской компании, адрес временной регистрации учредителя в съемной квартире или вообще адрес дружественной компании.
Наиболее революционной является третья часть плана — расширение возможностей онлайн-регистрации. Предлагается не просто регистрировать предприятия через портал госуслуг, но и сделать электронные документы с электронной подписью равнозначными или даже более приоритетными, чем бумажные. Планируется отменить выдачу бумажных выписок из Единого госреестра юридических лиц, а также разрешить банкам полностью вести дела юрлица в электронном виде.
За кражу собственности ответит государство
План «Оптимизация процедур регистрации собственности», по словам разработчиков, призван оптимизировать процедуры кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости и другие объекты собственности, а также повысить качество оказания госуслуги в целом. В рейтинге Doing Business позиция России по регистрации собственности лучше, чем по регистрации предприятий, — уже не 111-е место, а 45-е. Предлагается к 2015 году подняться по этому показателю на 11-е место, а к 2018 году — на четвертое. Для этого количество требуемых для регистрации процедур предполагается сократить уже к 2015 году с пяти до одной. Срок регистрации прав на объект предполагается сократить с нынешних 30 до десяти в 2015 году и до семи в 2018 году. А срок кадастрового учета сократится с нынешних 25 дней до десяти в 2015 году и до пяти в 2018-м.
Сократится и время нахождения граждан в очередях в ходе процедур регистрации собственности — с нынешних 60 минут до 15 минут в 2015 году и до десяти в 2018-м. А записавшийся предварительно гражданин будет ждать не 20 дней, как сейчас, а всего пять в 2015 году и один день в 2018-м.
Так же, как и в плане по оптимизации регистраций предприятий, в «дорожной карте» говорится о переходе почти полностью на электронный документооборот. Правда, у граждан сохранится возможность получать документы и на бумаге — план предполагает «сохранение комфортных условий оказания услуг социальным группам населения и малому бизнесу». В целом план предлагает увеличить долю оказываемых через интернет услуг с нынешних 5% до 50 в 2015 году и до 70 в 2018-м. Доля граждан, довольных работой регистрационных органов, должна увеличиться к 2018 году с нынешних 60% до 90.
Наиболее интересными предложениями плана являются те, которые направлены на повышение гарантий зарегистрированных прав и на исключение коррупционных проявлений при регистрации имущества. С этой целью вводятся меры по повышению ответственности госрегистраторов, а также по «созданию механизмов компенсации ущерба в полном объеме в случае утраты собственности и возникновения иных рисков у клиентов».
Например, план предлагает установить основания для возмещения причиненного вреда, причем отдельно при наличии вины регистратора или при ее отсутствии. Если в том, что мошенникам удалось отнять собственность у гражданина, окажется виноват госслужащий или прорехи в госрегулировании, за утрату права собственности на жилое помещение заставят расплачиваться государство.
Для осложнения жизни мошенникам, зачастую отнимающих собственность через подделку документов и переписывание данных в реестрах, предлагается оснастить все офисы приема-выдачи документов видеокамерами с возможностью открытого просмотра в режиме реального времени на официальном сайте Росреестра, а также внедрить единую систему аудиозаписей в местах взаимодействия с заявителями. Затруднению мошеннических схем может поспособствовать и создание информационной системы, где будут храниться как выданные, так и отмененные доверенности и другие нотариальные документы. К системе должен быть обеспечен доступ в режиме реального времени регистрационных органов и органов кадастрового учета. Возможно, риски снимет и запрет для нотариусов, банков и страховщиков требовать от клиентов предоставления сведений из реестров недвижимости. Эти организации будут обязаны сами запрашивать сведения из реестра в электронном виде.
План также предполагает наведение порядка с реестрами недвижимости. Будет создан единый государственный реестр недвижимости. «К 2018 году впервые в новой истории России должна быть создана базовая информационная инфраструктура сведений об объектах недвижимости. В результате риски операций на рынке недвижимости снизятся, повысится капитализация активов, что неизбежно улучшит инвестиционный климат», — заверяют разработчики.