В 2012 году было открыто 8 торговых объектов общей арендуемой площадью 163,4 тыс. кв. м, среди которых, как классические торговые центры, так и торговые галереи в составе МФК. По сравнению с вводом торговых площадей в 2011 году в текущем году этот показатель ниже на 30%. Таким образом, на середину декабря 2012 года общий объем качественных торговых площадей в Москве составляет 4,0 млн. кв. м GLA.
Следует отметить, что в 2012 году не было введено ни одного крупного торгового центра суперрегионального формата, хотя ожидались к открытию такие объекты, ТРЦ «Гудзон», ТРЦ «Ривер Молл», сроки ввода которых были в очередной раз перенесены. Таким образом, главной тенденцией сегмента торговой недвижимости продолжает оставаться сокращение ввода качественных площадей.
Тем не менее, в текущем 2012 году по сравнению с 2011 годом больше новых анонсированных проектов строительства торговых центров, среди которых: ТРЦ «Бутово Молл» (57,0 тыс. кв. м GLA) и ТРЦ MD Mall (57,0 тыс. кв. м GLA) от MD Group, ТЦ «ФилиГрад» (11,2 тыс. кв. м GLA) в составе МФК от MR Group, объявление о возобновлении строительства ТРЦ «Мозаика» (68,0 тыс. кв. м GLA) компанией ОСТ Девелопмент и др.
По данным службы проектного консалтинга и аналитики компании Welhome, основным событием 2012 года стало открытие первого в России аутлет-центра Outlet Village Belaya Dacha (38 тыс. кв. м GLA). Это новый формат для российского рынка торговой недвижимости, об успехе которого можно будет судить по прошествии, как минимум, года. Открытие другого аутлет-центра – Vnukovo Outlet Village перенесено на 1 квартал 2013 года. Кроме аутлет-центров не без участия властей Москвы получает развитие такой формат, как цивилизованные продовольственные рынки. Например, компания Ростик Групп сотрудничает с властями по поводу развития Коптевского, Северного и Люблинского рынков и преобразования их в цивилизованные рынки в формате эко-базаров.
Относительно спроса на торговые помещения можно отметить, что ритейлеры, в том числе и иностранные, продолжают свое активное развитие на российском рынке. В 2012 году на российский рынок вышли такие международные бренды, как Sia Fashion Home (товары для дома и декора), Laura Ashley (товары для дома и декора), Mamas&Papas (товары детей и будущих мам), Michael Michael Kors (дизайнерская одежда и аксессуары), универмаг Debenhams, который повторно открылся в Москве после неудачного выхода в 2006 г., на этот раз в ТРЦ «МЕГА Белая Дача», и многие другие. Высокую активность демонстрировали иностранные сети общественные питания, наблюдалась довольно высокая активность сетевых ритейлеров, особенно среди зарубежных операторов общественного питания. Так, американская сеть быстрого питания Quiznos объявила о намерении выйти на российский рынок, южноафриканская сеть ресторанов Nando’s планирует открыть в Москве и Санкт-Петербурге 20 заведений до 2014 год, финская компания Fazer планирует открыть сеть кафе-пекарен в формате 60-250 кв. м в Москве и Санкт-Петербурге.
Таким образом, в ближайшей перспективе при условии дальнейшего сокращения ввода новых торговых площадей и сохранении высокого спроса со стороны ритейлеров на московском рынке может возникнуть их дефицит и, соответственно, повышение ставок аренды на 10-15% в отдельных объектах.
Как отмечают аналитики компании Welhome, в 2013 году заявлено к вводу 637,3 тыс. кв. м GLA. Однако, как показывает практика и текущие тенденции, сроки ввода многих объектов будут перенесены. Мы прогнозируем в 2013 году ввод порядка 300 тыс. кв. м GLA.